хутор Протичка

Приложения к истории Протички

штурмовой мост построенный при форсировании Протоки в 1943 году

Очерки военного инженера

Борис Васильевич Баданин - "На боевых рубежах Кавказа: Очерки по инженерному обеспечению битвы за Кавказ в Великой Отечественной войне". Для составления очерков автор пользовался архивными материалами Министерства обороны СССР, материалами фронтовых и армейских газет, а также личными записями...

Примечание: подробную схему моста сделанного наступающими советскими войсками при форсировании Протоки можно просмотреть щелкнув по картинке, что слева.

С серьезными трудностями встретились соединения 37-й армии при выдвижении к Протоке. Заняв станицу Ивановскую в 30 км от реки, они подошли к заболоченной полосе рисовых полей, через которые к Протоке вела единственная дорога. Эту дорогу, не имевшую никаких объездов и ответвлений, противник прочно заградил, применив весьма эффективный прием. На всем протяжении дороги были разбросаны сожженные танки, тягачи, прицепы, груженные камнем, и другие тяжелые машины, объехать которые было невозможно, а сдвинуть с места крайне трудно. Трое суток армейские саперы расчищали путь, и лишь только после этого наши части смогли выйти к Протоке.

На противоположном берегу реки располагалась большая станица Славянская, превращенная фашистами в крупный узел обороны. Использовав задержку советских войск, противник подтянул к Славянской резервы и отбил все попытки наших частей форсировать реку с ходу. Через несколько дней, в течение которых проводились безуспешные атаки, инженерная разведка обнаружила, что на одном из участков реки, южнее Славянской, противника нет. Начальник инженерных войск армии направил в этот район саперов, которые на трех лодках А-3 беспрепятственно переправили через реку передовые подразделения одной из дивизий. Вскоре на западном берегу сосредоточилась вся дивизия. Внезапным ударом с юга она овладела станицей Славянской.

Несколько по-иному сложилась обстановка в полосе 9-й армии, действовавшей севернее станицы Славянской. Попытка форсировать Протоку с ходу также не удалась, и армия, приостановив наступление, начала планомерную подготовку к форсированию. Надо сказать, что, несмотря на наличие большого количества рек на Кавказе, войскам Северо-Кавказского фронта ранее не приходилось проводить форсирование с планомерной подготовкой. В частности, 9-я армия такого опыта не имела. Это обстоятельство усложняло обстановку и требовало от инженерных войск армии и их начальника, генерала А. С. Баженова, больших усилий.

Никаких руководств и пособий по форсированию рек в армии не оказалось, не было их также и во фронте. Поэтому генерал Баженов еще на подходе к реке позаботился о разработке этих пособий. Войска армии получили «Краткие указания по организации форсирования», а также памятки по преодолению водных преград для солдат и сержантов. Кроме того, войска получили чертежи плавсредств из местных подручных материалов — плотиков из камыша, плотов на металлических бочках различной грузоподъемности и т. д. — и под руководством саперов приступили к их изготовлению.

Количество заготовленных войсками плавсредств превышало 1000 штук, в том числе было изготовлено 356 плотов на бочках грузоподъемностью от 2 до 30 т, 197 плотов из бревен, 395 плотиков из камыша. Все эти средства за один рейс могли поднять около 3500 человек. Кроме того, армия располагала 1 1/4 комплекта парка Н2П и одним комплектом парка МДПА-3, которые ей были приданы из фронтового резерва заблаговременно в предвидении форсирования Протоки. Помимо бригадных и корпусных саперов, начальник инженерных войск армии в своем распоряжении имел два армейских инженерных батальона и шесть фронтовых, из них два понтонно-мостовых.

В течение недели со всеми войсками армии проводились специальные тренировки. Стрелковые подразделения по очереди отводились в тыл к р. Казачий Ерик, на которой обучались подноске и спуску на воду плавсредств, посадке в них и высадке. С офицерским составом проводились занятия по организации, планированию и содержанию переправ, несению комендантской службы на пунктах переправ и т. д. Одновременно с учебой производилось оборудование исходных позиций в инженерном отношении.

Сложной и ответственной работой инженерных подразделений в подготовительный период явилось оборудование подъездных путей. Готовых выходов к реке в районе форсирования не было, заболоченные рисовые поля широкой полосой отделяли реку от районов сосредоточения войск и переправочного имущества. Дороги в войсковом тылу из-за весенней распутицы были труднопроходимы. Однако все эти препятствия были преодолены упорным трудом инженерных подразделений, и армия к намеченному сроку была готова к форсированию.

По решению командующего армией форсирование реки на главном направлении намечалось 9-м и 11-м гвардейским стрелковыми корпусами на участке сада «Гигант». Вспомогательный удар на участке колхоза им. Калинина наносил 11-й стрелковый корпус.

Форсирование началось в ночь на 19 марта. Части 43-й бригады 9-го стрелкового корпуса успешно переправились через реку и, несмотря на сильный огонь противника, захватили плацдарм на ее западном берегу. Этот местный успех был использован командованием армии и развит. Сюда были направлены переправочные средства с других участков форсирования, и началась интенсивная переправа всех трех корпусов.

Большую роль в успешном форсировании реки 43-й бригадой сыграл штурмовой мост, наведенный батальоном 1-й горно-минно-инженерной бригады. Чтобы не демаскировать подготовку к форсированию, саперы батальона заготовляли звенья штурмового моста в роще за несколько километров от реки, так как ближе не было никакого укрытия. Каждое звено представляло собой две доски с подвязанными к ним тремя металлическими бочками из-под горючего. Заготовленные звенья саперы на руках поднесли к берегу в ночь на 19 марта, а в 2 час 30 мин утра приступили к наводке моста. Они сразу же попали под сильный огонь противника. Неоднократно приходилось заменять бочки, получившие пробоины, выводить из линии моста разбитые звенья и заменять их новыми. Сильный ветер и поднявшаяся волна затрудняли работу. Невзирая на потери в людях и имуществе, саперы продолжали наводку моста. Через 2 часа мост был готов, и по нему непрерывным потоком устремились на левый берег стрелковые подразделения, обеспечившие закрепление захваченного плацдарма. К утру понтонеры навели в этом районе паромную переправу, а вскоре вступил в действие 16-тонный понтонный мост. Движение по мосту было односторонним — только в сторону фронта. Эвакуация раненых производилась двумя специально выделенными для этой цели паромами на лодках А-3.

Так хорошая подготовка войск за короткий период, умелая организация форсирования и быстрая переброска всех переправочных средств на участок, где обозначился успех, обеспечили решение трудной боевой задачи.

Об авторах | Контактный e-mail | ©2006 Sandro

Сайт управляется системой uCoz