хутор Протичка

Хуторской самосад

на речке - старая коса

Письмо земляка.
Получено 10.04.09 в 16:38.

Здравствуйте уважаемые создатели сайта о Протичке! Вы замечательные люди и делаете благое дело, спасибо Вам! Прочитав в «Российской газете» статью про сайт хутора Протичка, нашел его в интернете.
Мне очень понравилось, особенно различные исторические факты, которых я не знал. Сейчас я проживаю в г. Энгельсе Саратовской области, но дело в том, что хутор мне не чужой. В нем родился и закончил школу мой отец, Елькин Николай , там до сих пор проживают мой дядя Елькин Эдуард и мой двоюродный брат Елькин Сергей. Об этих близких мне и дорогих людях я и хотел бы рассказать.

Мой отец, Елькин Николай Михайлович, родился 26 января 1955 года на хуторе Протичка. Моя бабушка, Елькина Александра, одна воспитывала троих детей, у отца есть старший брат – Елькин Эдуард и старшая сестра – Неужрокова (Елькина) Алла. Бабушка всю жизнь проработала в риссовхозе и только относительно недавно переехала к моей тете в республику Адыгея. Бабушке в апреле этого года исполняется 90 лет. Хочется пожелать здоровья ей, одной из долгожительниц хутора Протичка.

В 1971 году, закончив школу, мой отец поступил в Краснодарский политехнический институт. Но с детства у него была мечта стать военным летчиком. Отучившись один год в институте, отец забрал документы из института и поступил в Харьковское авиационно-техническое училище, которое закончил с отличием. Трудна и опасна профессия военного летчика. Служил отец в Грузии, недалеко от нынешнего Цхинвала, был в составе запасных экипажей для отправки в Афганистан, сам неоднократно писал рапорта, но потом его перевели служить в группу советских войск в Германии. За время службы случалось разное, приходилось и гореть в воздухе и садится на вынужденную посадку, случались отказы двигателей в полете, но отец будучи борт-инженером в составе экипажа с честью выходил из данных ситуаций. Потом были пять лет учебы в знаменитой Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского в Москве и долгие годы службы в военном представительстве на оборонном заводе в Энгельсе. Закончив военную службу, отец собрал и сплотил коллектив талантливых инженеров, технологов и рабочих и организовал завод, генеральным директором которого сейчас является, который выпускает военную продукцию для авиации всех силовых ведомств – авиации МО, ФСБ, МВД.

Продукция предприятия, отлично зарекомендовала себя на Северном Кавказе, выставлялась на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2005 в г.Люберцы Московской области, была отмечена иностранными делегатами и получила одобрение Главнокомандующего ВВС России.
Так, прослужив в армии более 25 лет, воспитав троих детей и став военным пенсионером, отец продолжает трудиться над укреплением обороноспособности страны.
Сил и терпения отец тебе, в этом нелегком деле.
Еще хотелось бы рассказать о своем двоюродном брате – Елькине Сергее Эдуардовиче, который по сей день проживает на хуторе Протичка. Это человек героической судьбы, о чем многие жители хутора наверное и не догадываются.

Мой двоюродный брат проходил службу военным водолазом на Черноморском флоте в городе Новороссийске. Всей стране известна трагедия, случившаяся с круизным лайнером «Адмирал Нахимов» в 1986 году, который затонул с пассажирами недалеко от Новороссийска. Немного истории этого случая.
Принадлежавший Черноморскому морскому пароходству девяти палубный лайнер "Адмирал Нахимов" совершал свой последний круизный рейс по маршруту Одесса - Батуми - Одесса с 897 туристами и 346 членами экипажа на борту.

31 августа 1986 г. в 22 часа лайнер отошел от причала Новороссийска и через некоторое время лег на рекомендованный курс выхода из Новороссийской бухты, чтобы затем взять курс на Сочи. В это же время на вход в Новороссийск на полном ходу двигалось построенное в 1981 г. в Японии транспортное судно (балкер) "Петр Васев" водоизмещением 41 тыс. т, возвращавшееся из Канады с грузом в 28 600 т ячменя. В 23 часа 12 минут выступающим за форштевень бульбом балкер нанес удар ниже ватерлинии, в самое уязвимое место пассажирского парохода - в переборку между дизель-генераторным и машинным отделениями, сделав в правом борту "Адмирала Нахимова" пробоину в 80 кв. м. Через нее хлынула вода, и спустя восемь минут после столкновения лайнер затонул на глубине 47 м в двух милях (около 3,7 км) от берега.

Объединенными усилиями Новороссийского пароходства, Черноморского флота, пограничников, курсантов Новороссийского высшего инженерного морского училища, кораблей, судов, катеров и шлюпок (всего около 60) в сплошной темноте при волнении 3 балла удалось спасти 820 пассажиров и членов экипажа. В течение первых суток после катастрофы были подобраны с поверхности воды и у береговой черты тела 79 погибших. В корпусе затонувшего судна и на грунте в районе катастрофы остались 344 человека.
Одновременно в Новороссийск прибыла правительственная комиссия под руководством Гейдара Алиева, которая взяла на себя координацию действий всех сил и средств, задействованных в спасательной операции. По решению комиссии сформировали две экспедиции: Черноморского флота и Черноморского морского пароходства (ЧМП). Перед экспедицией ЧФ поставили задачу - обследовать все помещения парохода от миделя (110-й шпангоут) в корму и извлечь из них тела погибших. Тем же, только в носовой части парохода занималась экспедиция ЧМП. Причем военным морякам дали значительно более сложный по объему участок. На восьми палубах кормовой части парохода размещалось 184 пассажирские каюты, 77 кают команды, 106 служебных помещений, 30 туалетов и умывальных комнат, 38 ванных и душевых, 6 баров, салонов и буфетов, 3 ресторана, 15 вестибюлей, 47 трапов, 785 погонных метров коридоров. Но и возможности Черноморского флота были большими. На его спасательных судах находилось водолазное снаряжение СВГ-200, позволяющее водолазу работать на глубине 47 м в течение 2 часов, в то время как пароходство использовало трехболтовое снаряжение и снаряжение СВУ, с помощью которого можно находиться под водой 30-40 минут.

Самый короткий путь во внутренние помещения пролегал через левый борт лайнера толщиной 18-20 мм. Здесь проделали 12 отверстий размером 75х75 см. Причем для этого сначала пытались использовать достаточно мощные заряды взрывчатого вещества. Однако они производили внутри помещений большие разрушения, а примененные кумулятивные заряды полностью рамку не прорезали. В дальнейшем все проходы внутрь были прорезаны с помощью специальной аппаратуры.
Затем в корпус проникли водолазы, среди которых был и мой брат, в снаряжении СВГ-200. Их там ожидали узкие коридоры шириной 80-120 см, которые при крене судна в 90 градусов превратились в высоту. По ним приходилось ползти десятки метров словно по тоннелям и тащить за собой шланг-кабель, кабель светильника, сам светильник и всевозможный инструмент, рискуя жизнью. На пути встречалось много завалов и всевозможного рода препятствий. В каютах, большинство из которых еще предстояло открыть, взломав ломиком замок, сорванная со своих мест мебель заклинивала двери, внутри плавали матрацы, подушки и прочая утварь. Вот в таких условиях в тусклом свете фонаря водолазы отыскивали и извлекали тела пассажиров и членов экипажа лайнера.

Несмотря на все трудности, экспедиция Черноморского флота и в первую очередь водолазы СС-21, на которых выпала основная нагрузка, с поставленной задачей справились. Самые трудные задачи решал опытнейший специалист майор медицинской службы С.Скоп. Он не только строго контролировал время нахождения и самочувствие водолазов под водой, назначал режим декомпрессии, но и сам неоднократно шлюзовался в декомпрессионную камеру, чтобы оперативно оказать помощь нуждающемуся водолазу. И заслуга медиков в том, что, несмотря на тяжелые физические нагрузки, в 568 спусках только 9 водолазов получили декомпрессионные заболевания легкой и средней тяжести.

Те, кто уходил под воду, могли сами ежечасно, ежеминутно столкнуться со смертью, как в бою. И как в каждом бою, к огромному сожалению, не обошлось без потерь. Дважды за период работ на СС-21 приспускались флаги. 10 сентября при закладке зарядов на борту парохода, спасая попавшего в опасную ситуацию товарища, погиб работавший с ним в паре командир взвода водолазов-разведчиков бригады спецназа мичман Ю.Полищук. 19 сентября, выполняя сложное и опасное задание внутри корпуса парохода, попал в завал и самостоятельно не смог выбраться мичман С.Шардаков с СС-21. Несколько часов пробивались к нему на помощь страхующие водолазы, но они опоздали.
В результате проделанной работы в районе катастрофы подняли тела 279 погибших, из них водолазы ЧМП - 127, ЧФ - 129 и 23 - водолазы Южного отделения Института океанологии Академии наук СССР.
Из 144 водолазов экспедиции ЧФ под воду спускались 98, остальные были заняты обеспечиванием спусков. За весь период работ они провели 568 спусков с общим временем нахождения водолазов под водой 1360 часов 30 минут.

Мой брат и наш хуторянин, Елькин Сергей Эдуардович, был в числе 98 водолазов, которые рискуя своей жизнью, нарушая все установленные нормативы и правила, многократно погружался на дно, поднимая тела погибших пассажиров лайнера и среди тех девяти, которые получили декомпрессионные заболевания. Болезнь дала о себе знать через много лет после трагедии, но я знаю, что брат с ней справится.
В те годы не принято было широко освещать крупные аварии и катастрофы, по-этому, подвиг моряков-водолазов не был отмечен руководством страны.

С Уважением к Вам, Елькин Сергей Николаевич, Энгельс, Саратовская область.

Об авторах | Контактный e-mail | ©2009 Sandro

Сайт управляется системой uCoz