хутор Протичка

Хуторской самосад

М.В. Ясюк

Дороги афганской войны.
Сочинение Варавы Жанны, ученицы 9-б школы №9 из хутора Протичка.

Афганистан… Что скрывается за этим словом? Красивейшие пейзажи!? Люди, к которым в полную силу не дошла цивилизация; палящее солнце, горы, пустыни? Каждое из этих слов имеет свою историю и значимость.
Горы… Они таят в себе величественную красоту и недоступность. Огромные камни чувствуют себя хозяевами гор, те в свою очередь занимают большую часть Афганистана. Люди – их судьба нелегка. Тяжёлые природные условия: жара, ветра, песок, недостаток чистой воды, отсутствие плодородных земель, а из инвентаря для распашки имеющихся – соха. Но добрый народ, который прекрасно говорит по – русски, со своими традициями, со своей верой и обычаями, любящий свою родину и довольный тем, что у них есть. Всё было именно так до 1979 года.

Этот год принёс с собой события, которые потрясли весь мир. Война в Афганистане. На долю жителей выпадает ещё одно испытание: самым современным оружием и военной техникой. СССР вводит свои войска на территорию Афганистана для защиты мирного населения. Это были молодые ребята 18-19 лет, окончившие школу и начавшие свою самостоятельную жизнь. Получив повестку в военкомате, поцеловав мать и девушку, получив наставление от отца, отправлялись на службу. Пусть они молоды годами, но военная дисциплина делает из них ребят мужчин, умеющих отвечать за свои поступки, здраво мыслить в сложных боевых ситуациях, и, самое главное, - быть патриотом своей страны.

Новобранцы со всей огромной страны направились в Афганистан. Одним из них стал мой односельчанин Ясюк Михаил (на фото). Я побывала у этого доброго, весёлого, жизнерадостного человека в гостях и взяла интервью.

- Михаил Валентинович, расскажите, пожалуйста, как вы попали в Афганистан?
- После окончания школы в 1983 году мне пришла повестка из Красноармейского военкомата. Сначала в Краснодаре обучали профессии водителя БТР в течении 6- и месяцев. Потом на поезде отправили в город Орджоникидзе в Осетию, где проходил 3 месяца карантин. И уже после присяги 31 июля отправился в Афганистан в Паншерское ущелье. В роте 120 человек. Но так было не всегда. Некоторые ребята погибали, а на их места приходили новые. Попав в ущелье, мы жили в кишлаке, который был разрушен. До этого здесь шли бои, и кроме стен и потолка ничего не было. Я и мои товарищи отремонтировали дом и создали для проживания сносные условия.

- А были ли у вас перебои с питанием? – поинтересовалась я.
- Конечно, нет! Хороший солдат - сытый солдат! Правда, всё – таки был один минус: воду приходилось кипятить или заваривать верблюжью колючку. А с питанием всё у нас было в порядке. Готовил повар. Если ребята были на задании, то специальная машина привозила обед на боевую точку, а если это был выезд на БТР по заданию, выдавался сухой паёк.

- Много ли для вас значит плечо товарища, поддержка друга?
- Сослуживцы подобрались замечательные, скажу больше, большинство было из Краснодарского края. Конечно, всё случалось: и конфликты, и брань, и, наоборот, - много смешных ситуаций. В общем, как у всех, так и у нас. Ведь нам нечего делить, жили вместе, спали вместе, ели вместе. Да и смысла нет. Сегодня мы обиделись, поссорились, а завтра нам воевать вместе.

Вот так потихоньку мы и добрались до волнующей сердца темы.
- Вам часто приходилось рисковать своей жизнью?
- Моя задача заключалась в том, чтобы сопровождать в город груженые машины с продуктами, деталями, медикаментами для местных жителей. На первый взгляд, ничего сверхсекретного, ничего захватывающего. Но это только, кажется: каждый солдат рисковал жизнью. Я со своими товарищами вставал рано. Подъём, в пять часов утра колонна уже отправлялась в город. Передвигались по дороге жизни, так называли Саланг, связывающий СССР и Афганистан.
Дорога была разная. Иногда это ровная, без резких поворотов, иногда, наоборот, вилась, как серпантин, уходя далеко в горы. Протяжённость, казалось бы небольшая, 50 км. Но в пути мы находились 13 часов. Первыми шли саперы. Им доставалось больше всех. Ведь практически вся дорога была заминирована. И эти ребята целыё день находились в напряжении: за их спинами огромное количество товарищей, а впереди люди, нуждающиеся в продовольствии. Ошибок не должно быть! Сверху нас прикрывали вертолёты, мы их между собой называли «вертушками». Утром было более менее нормально ехать, но к обеду пригревало солнце, и становилось жарко. После оно выжигало всё. Бронированные машины раскалялись, и внутри них становилось очень жарко! Но выше в горы уже лежал снег, и приходилось одеваться теплее. Иногда дули сильные ветра, и нечего не было видно. Вот такие были условия службы.

Я слушала Михаила Валентиновича и думала:
«Господи, как мы несправедливы к людям, которые столько сил отдали на спасение и помощь другому народу, когда ими двигало чувство долга; мы просто не знаем своих героев, хотя приглашаем их на классные часы и праздники. Ведь мы рассуждаем так: герои те, кому дали орден Мы будем знать, помнить их подвиг. А тот, кто был с ними рядом, видел то же, что и они, помогал им, но не получил орден – просто солдат, служивший в тех местах. Как мы глубоко заблуждаемся!!! И сейчас вы в этом убедитесь так же, как и я».

- Вы совершали подвиги? – спросила я.
- Подвиг? Не знаю, я думаю, каждый на моём месте сделал бы то же самое.
Потом он предложил выслушать его, и самой решить, что это подвиг или нет...

– Была парочка случаев, где нужно было не растеряться. Оба в Хайратоне. Ехали мы по «дороге жизни» за боеприпасами, на пути у нас был туннель, протяженностью 4 километра. Всё было в порядке до того, пока мы не подошли к выходу через него. Перед нами душманы взорвали уже выехавшую машину. В голове промелькнула мысль о ребятах, но благо они остались живы.
Но тут же понадобились добровольцы, чтобы столкнуть горящую машину в пропасть. Ведь это была операция врача. Они подрывали первую машину, движение останавливалось, так как дорога была очень узкая, они расстреливали тех, кто уже успел выйти из туннеля, а люди, которые остались в нём могли задохнуться от угарных газов. Я и мой друг Расшивалов Александр вызвались очистить путь. Наш БТР столкнул горящую машину в пропасть, и движение было продолжено.
А второй раз здесь же, при выходе из туннеля, произошла какая-то заминка в колонне машин, и мы все остановились. Я случайно увидел, как в машину передо мной упал какой-то свёрток. Я быстренько вылез из своего БТР и забрался на впереди стоящий, схватил сверток и бросил в ущелье. Он, не долетев до земли, взорвался. Вот такие были случаи.

Михаил Валентинович рассказывал это с волнением, отводя взгляд в сторону. Я поняла, что каким бы сильным и выносливым не был бы мужчина, есть вещи, о которых он помнит и переживает каждый раз, когда заходит об этом разговор. Для этого человека служба и боевые товарищи – это не просто откровение, а часть его жизни.
Мы гордимся своим односельчанином, Михаилом Валентиновичем, который является почетным гражданином хутора Протички. Родина высоко оценила мужество героя. Он награжден медалями - «Благодарность Афганского народа», «За боевые заслуги», «70 лет Вооруженных сил СССР».

15 февраля этого года воины-афганцы отмечали 20 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. А значит, то, что они делали, было важно и нужно. Хочется верить, что на земле Афганистана будет мир и спокойствие.

Сочинение Варавы Жанны, ученицы 9»б» класса (преподаватель - Бунина Людмила Николаевна), было написано к "Дню защитника Отечества" в 2009 году и занявшей 2-е место в Красноармейском районе, кроме этого Жанна заняла 1-е место на районной олимпиаде по литературе.

Об авторах | Контактный e-mail | ©2009 Sandro

Сайт управляется системой uCoz